Рекламный баннер 990x90px ban1
79
90.01

Некоторые задания #играсудьбы3 несут прямо-таки образовательную, гуманитарную миссию. Таково, например, и...

Некоторые задания #играсудьбы3 несут прямо-таки образовательную, гуманитарную миссию. Таково, например, и задание Анастасии Липидиной, заставившей нас узнать, что такое экфрасис — описание в поэзии предмета другого вида искусства. И таково авторское решение этого задания Елены Кирсановой, с удивительным рассказом о киевском храме, расписанном самим Врубелем.


Неисповедимы пути страстей.
На каком из них твоё имя выкликнут?
Будет уповать на него истец,
Проходя судебными лабиринтами,
Или литургически поплывёт
Под глубокий свод всесвятой Кирилловской-
Древней церкви киевской, где народ
Хоронил князей в скит. И вот, с тоской
Наблюдая гарный алтарный трюм,
Заслоненный врубелевской мраморностью,
Я гадала: " Чому же вiн був угрюм?",-
Не святится в ликах иконных благости.

У Мадонны - модный преддекаданс:
Омут жгучих глаз, налёт утомлённости,
За которым скрывается экзальтац
Верной жрицы с терновым венком влюблённости;
Сирин-птицы тревожный русалочий взгляд
Всем паломникам падает сетью на плечи.
Аж до дрожи прохладен тяжелый оклад
Из коринфских колонн, что застыли, как свечи
От очей, с незалежною жутью бездн,
Отраженных в христообразной лялечке,
У которой по нимбу прочерчен крест,
Чьи глаза - как у мамы - две чорные лампочки.

Меркнет святость фресок. Фрегат души
Не спешит во тьму - плыть ему немыслимо.
Звёздами тремя, я смотрю, прошит
Царственный наряд Твой, Пречистая!
Ты и есть та гавань, и тот причал,
Что меня качал, Твоё чадо я!
В поисках своих болевых начал
Я в святые очи впечатываюсь.

В мире нелюдимом глядят со стен
Те, кто встретил тени всех Ольговичей.
Неисповедимы пути страстей,
Но была ль любовь, чтоб без горечи?

________________________
Стихотворение посвящено шедевру Михаила Врубеля "Богоматерь с младенцем" ( 1885) киевского Кирилловского храма, знаменитого еще своими фресками.
Бывая в Киеве, я посещала его, каждый раз поражаясь именно этой иконе. Поэтому, стихотворение, отчасти, носит автобиографический характер.
С этой старинной церкви- усыпальницы XII века князей Ольговичей началось становление Врубеля как самостоятельного художника. Отсюда пришла к нему известность.
Врубель написал " Богородицу" для мраморного алтарного иконостаса в византийской традиции, но в собственном стиле эстетического космополитизма, привнеся некоторые штрихи итальянской живописи. Исследователи его творчества считают, что лицо Богородицы Врубель списал с Эмилии Праховой -женщины, в которую он в то время был безнадежно влюблен. А младенца Христа - с ее Лялечки- дочери Оленьки. Фигуру скопировал с одной из своих венецианских знакомых, так как большую часть иконы он писал, находясь в Венеции.
Гораздо позже, будучи пациентом московской психиатрической лечебницы, художник иронизировал: «С Кирилловской церкви начал, Кирилловской церковью и закончу». Так он намекал на то, что храм располагался на территории больницы для душевнобольных.

173850

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы